Ли Сян: история гения в мире автоиндустрии
Мы привыкли, что выдающиеся заслуги в автомобилестроении неразрывно связаны с выходцами их западной цивилизации. А как насчет Китая?Итак, ваши версии касательно истоков Li Auto?! Автомобильный монстр, созданный выходцами из европейских брендов? Ответ неверный. Подразделение какого-то местного гиганта типа FAW Group? Снова мимо. Не будем томить: марка основана выдающимся человеком по имени Ли Сян. Иногда его называют «китайским Илоном Маском», и этот комплимент не приукрашивает действительность, а весьма точно ей соответствует.
/imgs/2025/03/26/14/6769120/ef9927de5f9c74c8aa95e8c401e5da7a7bf45550.png)
© Li Auto
Ли Сян родился в Шицзячжуане (провинция Хэбэй) в 1981 году и происходит из семьи среднего класса. То есть, он немного моложе Ли Биня (основателя бренда Nio) и Хэ Сяопэна (главы XPeng). В старшей школе юный Ли учился не шибко хорошо и вряд ли напоминал будущую звезду отрасли. Но посредственностью отнюдь не являлся и сумел запустить свой сайт, чтобы на него не смотрели свысока. Очевидно, врожденная китайская скромность вкупе с амбициозностью сыграла свою роль — Сян открыл не просто электронную страничку с личными излияниями о жизни, а портал PCPop, посвящённый рекламе и розничной продажей гаджетов и бытовой электроники. Личный проект превратился в довольно серьёзный бизнес, который развивался благодаря тяжёлому и упорному труду. Со временем Ли Сян вывел портал в число ведущих по данному направлению. Поначалу управлял процессом из дома своих родителей. В 2002 году наконец «сепарировался» — перебрался в Пекине и арендовал офис для дальнейшего расширения.
Следующий судьбоносный шаг — вход в мир автомобилей и выделение на сайте тематического раздела. Сперва он был посвящен электронным компонентам, но со временем разросся и включал в себя не только комплектующие, но и машины. И, главное, как разросся! В 2005-м от PCPop отпочковался ресурс Autohome, который два года спустя стал отдельной компанией.
/imgs/2025/03/26/14/6769176/7aed37b848e5fec8237973baa8653ad49522a4c3.jpg)
© Li Auto
Конечно, не всё было гладко. Бизнес хоть и двигался вперед, показывая крутые результаты, но периодически «буксовал». Молодому человеку явно недоставало опыта в качестве менеджера и предпринимателя, а сайты не приносили ожидаемых доходов. К счастью, Сяну подфартило с помощником и фактически правой рукой — выпускником Гарварда и просто умницей Цинем Чжи. Он предложил рабочие методики, выстроил стратегию маркетинга и продаж и вообще превратил компанию в гораздо более профессиональную деятельность. С его приходом ситуация поменялась в лучшую сторону. Доходы существенно выросли, и Сян под впечатлением от достижений партнёра по совести и справедливости назначил его на должность генерального директора.
/imgs/2025/03/26/14/6769127/5cd9f056f51e2ad61ae27c99964a0f82e6fee755.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769124/3317abe57d59687e3f7b7026fe2ae81d2f4c68fb.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769125/515faa2233be279fc9aadc333062202264e614b1.jpeg)
/imgs/2025/03/26/14/6769126/f41a685bdf3e4ff517d93036f41c12731d9a8704.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769127/5cd9f056f51e2ad61ae27c99964a0f82e6fee755.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769124/3317abe57d59687e3f7b7026fe2ae81d2f4c68fb.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769125/515faa2233be279fc9aadc333062202264e614b1.jpeg)
/imgs/2025/03/26/14/6769126/f41a685bdf3e4ff517d93036f41c12731d9a8704.jpg)
Несбывшийся городской электрокар SEV
© Li Auto
Казалось бы — теперь-то всё отлично и препятствий не будет… Как бы не так! Уже вскоре начались нешуточные сложности, над которыми IT-воротилы были не властны. Наступил 2008 год, и мир поглотил финансовый кризис. Рекламные бюджеты естественным образом сократились, а активно развивающийся проект очутился в очень непростой ситуации. 55% доли в PCPop и Autohome пришлось продать австралийской маркетинговой и телекоммуникационной компании Telstra. Негативный момент в этой драматичной истории очевиден — Ли Сян потерял контроль над своим детищем. Положительный тоже есть — Autohome выжил. В настоящее время это крупнейший новостной сайт, огромное онлайн-сообщество и ведущая площадка по продаже машин в Китае с тоннами полезной и интересной информации.
В 2014-м произошли два важных события. Первое — Ли Сян вошел в узкий круг китайских знаменитостей, которые одними из первых получили электрокары Tesla Model S в рамках памятного мероприятия с участием самого Илона Маска. Вроде бы «приятная мелочь», но только не для нашего героя и его планов заняться экологически чистой передовой техникой. Второе — Ли Бин пригласил его стать соучредителем бренда Nio. Тёзка крепко поразмыслил и… отказался. Конечно же, здесь имеет место не малодушие, а конфликт представлений о правильном ведении бизнеса и принципиальных подходах. Что, к слову, не помешало восхититься планами соотечественника, стать одним из первых инвесторов и отгрузить несколько кровных миллионов долларов.
/imgs/2025/03/26/14/6769173/49a862dc3e1a39dfd1172dfdf6d502e6aa7a4cce.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769174/0e593880f9999b6009f946a5c4804fc624cfb91c.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769173/49a862dc3e1a39dfd1172dfdf6d502e6aa7a4cce.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769174/0e593880f9999b6009f946a5c4804fc624cfb91c.jpg)
© Li Auto
Уже на следующий год не терявший времени даром Ли Сян основал компанию Beijing Chehejia Information Technology (Chehejia в переводе с китайского — «автомобиль и дом»). Контраст с расхождением во взглядах с Бинем ярко проявился в формировании модельных линеек. Глава Nio следовал генеральному плану Tesla и начинал с дорогих имиджевых электромобилей. Сян мыслил иначе. С одной стороны он сделал ставку на простой и доступный городской электрокар SEV для каршеринга и прочих сервисов. С другой, на большой и достаточно комфортабельный кроссовер. Машины очень разные, обе с серьёзным рыночным потенциалом и теоретически интересные широкому кругу пользователей. К сожалению, весьма заманчивый проект доступной «электрички» не удалось реализовать, поскольку правительство страны не легализовало данный тип транспортных средств. Очень жаль, ведь SEV обещал быть чрезвычайно перспективным, местами революционным — с компоновкой салона а-ля Renault Twizy (водитель и пассажир сидят друг за другом словно в истребителе), современными электромоторами и съёмной тяговой аккумуляторной батареей, которую можно зарядить дома.
/imgs/2025/03/26/14/6769131/d48dd0625c401d4245ffcf3bb2a48c949b545c37.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769132/f1dd63becd5ae9a1d435ffd75feb5cf26eb43b8d.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769133/a99c74cf0655d97d6ef7755263550c35f12586f0.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769134/809e00f23b93eae99f3588b16ed1de552f0bf122.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769131/d48dd0625c401d4245ffcf3bb2a48c949b545c37.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769132/f1dd63becd5ae9a1d435ffd75feb5cf26eb43b8d.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769133/a99c74cf0655d97d6ef7755263550c35f12586f0.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769134/809e00f23b93eae99f3588b16ed1de552f0bf122.jpg)
Li One
© Li Auto
Для Chehejia это был провал эпических масштабов. Только представьте — компания построила современный завод в Чанчжоу (провинция Цзянсу) и даже начала небольшое пробное производство. В итоге в первой половине 2018 года проект пришлось списать и продать все активы, включая прототипы, аккумуляторные батареи и интеллектуальную собственность третьим лицам. Зато замысел с большим паркетником по имени One всё-таки удалось реализовать и вывести на рынок под брендом Li Auto.
Помните про различие во взглядах у господина Сяна и его земляков-конкурентов? Вот оно опять! Nio и XPeng фокусировались на электрических моделях, а наш гений создал подключаемый plug-in гибрид с 1,2-литровой «турботройкой» в качестве генератора, тяговой аккумуляторной батареей емкостью 40,6 кВт⋅ч и совокупным запасом хода в 700-800 километров (в зависимости от года выпуска) на зависть соперникам и электрической автономностью 180 км. Есть и другой занимательный факт. Пока Nio и XPeng продвигали свои машины как полностью самостоятельную разработку, Li Auto объявила о ряде громких партнерств с такими именитыми компаниями-поставщиками, как Bosch, BorgWarner, Panasonic и Valeo. Что, согласитесь, добавило очков её репутации.
Продажи Li One стартовали в разгар пандемии. Время было, мягко говоря, сложное, но машина пользовалась спросом, пусть и отставала от предложений Nio и XPeng. Удивительно, что три марки заняли собственные ниши, относительно мирно сосуществуют и как будто не пытаются изничтожить друг друга.
В настоящее время Li Auto постепенно движется вперед под чутким контролем Ли Сяна. Если в 2020 году было продано 33 457 автомобилей, то за 2024-й сбыт перешагнул полумиллионную отметку.
/imgs/2025/03/26/14/6769135/76ddd7aa9068a552d91267dd699da86b60f6bb40.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769136/7df8870e7244a025764d1a0014c8eb827a039989.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769137/31c05e832c566202adc2fbe4424c384251740df3.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769140/e576ec2b7fe9ed874c44b5fc15cb185fd58a743c.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769141/2b851872b8d9d38dc47c9cdc232b86d4b47bd267.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/03/26/14/6769142/f9fba1d3629a500b08b65e1f214e1992830627f6.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769143/08c067968808443f0e341c8b9a5956ccc8178c04.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769135/76ddd7aa9068a552d91267dd699da86b60f6bb40.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769136/7df8870e7244a025764d1a0014c8eb827a039989.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769137/31c05e832c566202adc2fbe4424c384251740df3.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769140/e576ec2b7fe9ed874c44b5fc15cb185fd58a743c.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769141/2b851872b8d9d38dc47c9cdc232b86d4b47bd267.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769142/f9fba1d3629a500b08b65e1f214e1992830627f6.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769143/08c067968808443f0e341c8b9a5956ccc8178c04.jpg)
Li L9
© Li Auto
Вершина нынешней гаммы — большой паркетник Li L9 длиной 5218 мм и с эффектным дизайном передней части кузова а-ля шлем робокопа, ставшим визитной карточкой машин Li. Полуторалитровая «турбочетвёрка» мощностью 154 л.с. выступает в роли удлинителя хода, а непосредственно в движение автомобиль приводится двумя электромоторами. Совокупная отдача — 449 л.с. Ускорение до 100 км/ч занимает 5,3 секунды.
/imgs/2025/03/26/14/6769159/1bb1abe343fa365bb68373c896b24c1916e6c3a5.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769160/949730a7bed95fb013f0e10f3729b3e4a17d4521.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769161/2bb43b564c1cffd9e0122446225eda35c263fb06.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769162/9348363a87de3fab76d7780ddfa7a0c97a925382.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769163/4c82ca0757b2fc4256d50d84c8707f48b3649834.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2025/03/26/14/6769164/d4019c3d2fcbb9ea9f12b4e6e407d66840047409.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769159/1bb1abe343fa365bb68373c896b24c1916e6c3a5.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769160/949730a7bed95fb013f0e10f3729b3e4a17d4521.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769161/2bb43b564c1cffd9e0122446225eda35c263fb06.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769162/9348363a87de3fab76d7780ddfa7a0c97a925382.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769163/4c82ca0757b2fc4256d50d84c8707f48b3649834.jpg)
/imgs/2025/03/26/14/6769164/d4019c3d2fcbb9ea9f12b4e6e407d66840047409.jpg)
Li Mega
© Li Auto
Ждёт ли марку светлое будущее? Это, знаете ли, очень дискуссионный вопрос. Особенно в свете сумасшедшего развития китайской автоиндустрии, огромного числа новинок и довольно однообразной фирменной гаммы с одинаково выглядящими кроссоверами и провалившимся на рынке электрическим вэном Li Mega. Так что скрестим пальцы за стреляного воробья Сяна и пожелаем удачи. Она ему понадобится.