19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть экземпляров ВАЗ-2101. Спустя годы, этот автомобиль станет в нашей стране культовым, а всего, по всему миру, разойдётся почти 5 000 000 экземпляров «копейки» и её модификаций. Сегодня 55 лет исполняется не только первой модели тольяттинского завода, но и марке «Жигули», а значит и её современной инкарнации – марке Lada. Редакция Quto, совместно с пресс-службой АВТОВАЗа, подготовила материал о том, как итальянский седан стал символом великой эпохи СССР. ВАЗ-2101 – первая и самая массовая модель завода, она выпускалась с 1970 по 1988 год, за 18 лет было выпущено более 4 800 000 всех модификаций первой модели «Жигулей» ( 2 702 903 ВАЗ-2101 и 2 143 997 ВАЗ-21011). Пробная сборка первых ВАЗ-2101 велась в ночь с 18 на 19 апреля (19 апреля 1970 года было воскресеньем). Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина.19 апреля в ходе пробной сборки с конвейера сошли 6 автомобилей синего и красного цветов, символизирующих флаг РСФСР. Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. В августе 1970 года выпускалось по 70 машин в смену. Всего в 1970 году было собрано 23 115 машин, а уже в 1973 году было собран миллионный автомобиль – им стал ВАЗ-2103. «Жигули» созданы на базе FIAT-124 (Автомобиль года в Европе - 1967), но прототип был глубоко переработан: усилен кузов, изменена кинематика шасси, установлен двигатель иной конструкции с верхним расположением распредвала, применено усиленное сцепление, увеличен дорожный просвет, задние тормоза для защиты от грязи и пыли были заменены на барабанные механизмы. Некоторые внешние отличия заметны с первого взгляда: у «Фиата» другие бампера и колпаки, выступающие ручки дверей и одинарная проушина под домкрат – прямо по центру порога. Переработан был и интерьер: у ВАЗ-2101 иная комбинация приборов, а сиденья получили механизм раскладывания спинки, тогда как на «Фиате» она вовсе не регулировалась. Всего в конструкцию прототипа внесено свыше 800 конструкторских изменений. ВАЗ-2101 стал комфортней, динамичней и безопаснее итальянского седана. Это работа была проведена за 4 года.Три линии сборочного конвейера запускали поочередно. 24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь ВАЗа по выпуску 220 тыс. автомобилей в год. Интересно, что первая линия, на которой началось производство ВАЗ-2101, проработала ровно 40 лет. Уже первые «Жигули» получили фирменный логотип с серебристой ладьёй: стилизованная буква «В» означает ВАЗ, а ладья – это символ движения. Первые логотипы отличались надписью «Тольятти» под ладьёй – сегодня это редкий и дорогой коллекционный предмет. И совсем большой редкостью являются первые пробные экземпляры эмблемы, где в надписи «Тольятти» буква «я» ошибочно развернута в латинскую R.Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года – первым покупателем стал сотрудник тольяттинского предприятия «Волгоцеммаш». Через 19 лет первый проданный автомобиль вновь стал собственностью АВТОВАЗа, но в качестве музейного экспоната. Его владелец пересел за руль ВАЗ-2109, подаренного предприятием. Самые первые собранные ВАЗ-2101 не сохранились: они были использованы для испытаний на прочность сварных точек и швов. Самый ранний сохранившийся экземпляр, найденный для заводского музея, имеет номер 38. На экспорт первая партия автомобилей была отправлена уже в 1971 году – в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за надежность и доступную цену.Название автомобиля «Жигули» (в честь расположенной рядом с Тольятти горной системы) появилось в 1968 году – оно было предложено конструкторами завода. Параллельно в советских СМИ были объявлены конкурсы на имя для будущего автомобиля. Пришло более 1800 предложений, среди которых «Жигули» занимали одну из ведущих позиций. Таким образом и автостроители, которые первыми придумали это название, и будущие автовладельцы мыслили в одном направлении и совместно дали имя вазовскому первенцу. Название «Жигули» не подходило для экспорта (в отдельных языках перекликалось с названием мужчины с «низкой социальной ответственностью»), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA. В 2004 году было принято решение о распространении бренда LADA на всю модельную гамму АВТОВАЗа. ВАЗ-2101 сразу же и прочно вошел в искусство. Выпуск автомобилей начался в 1970 году, а в 1971-м ВАЗ-2101 уже фигурировал в «Джентльменах удачи». В первом же своем фильме автомобиль выступил на стороне добра – за рулём сидел герой Евгения Павловича Леонова, в образе заведующего детским садом. На «копейку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. Самым мощным – 120 л.с – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена ограниченная партия таких машин. Бытует миф, что первые «Жигули» оснащались «фиатовскими» двигателями. Изначально предложенный двигатель FIAT-124 был устаревшей конструкции, с нижним расположением распределительного вала. И советская сторона настояла на передовом на то время верхневальном моторе.Появление ВАЗ-2101 дало толчок развитию советской промышленности. Организация нового широкомасштабного производства легковых автомобилей стала катализатором развития производства продуктов нефтехимии, пластмасс, резинотехнических изделий, масел и т.д. Именно с выходом ВАЗ-2101 в стране массово появился высокооктановый бензин. Огромное влияние оказал ВАЗ-2101 и на культуру и спорт. С первого года жизни «копейки» было решено поддерживать её имидж спортивными мероприятиями, причём сразу международными. В ралли «Тур Европы-71» команда Волжского автозавода, выступая на ВАЗ-2101, завоевала Серебряный кубок. В 1973 году в первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВАЗ-2101 лучшие результаты. Им вручили приз журнала «За рулём» – «Трофей заводов». Распространение «Жигулей» изменило даже советские Правила дорожного движения: В 1980 году впервые в СССР была ограничена скорость на трассе (90 км/час). В 1973 году автомобилю ВАЗ-2101 был присвоен Государственный знак качества.В 2000 году ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулём» назван «Российским автомобилем ХХ столетия». Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании по определению лучшего российского автомобиля XX века. Около 150 000 ВАЗ-2101 до сих пор стоят на регистрации в России (по данным агентства «Автостат»). Многие из них сегодня стали раритетами и коллекционными экземплярами. На ВАЗ-2101 совершено кругосветное путешествие. Чехи Филип Фогел и Петр Явурек в 2017-2018 годах проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие и сегодня представлен в музее АВТОВАЗа.Для советских людей «Жигули» стали мечтой, эпохой, надёжным транспортом. Наши граждане открыли для себя автомобильные путешествия, осваивали приусадебные участки, постигали азы самостоятельного обслуживания автомобиля. Для нас «копейка» стала символом времени, когда страна жила в трепетном ожидании светлого будущего и строила его.