Опубликовано 01 февраля 2025, 14:33
3 мин.

С какими проблемами сталкивались водители в Москве в 1909 году

Изучаем номер журнала 116-летней давности
Специализированных изданий о транспортных средствах в начале XX века было немного, и одним из них стал еженедельник «Автомобильная жизнь и спорт», который издавался в Санкт-Петербурге. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла ознакомиться с главными событиями, о которых говорится в номере, вышедшем 31 января 1909 года.
rusneb.ru

К слову, несмотря на то, что основная редакция находилась в Санкт-Петербурге, у журнала был филиал в Москве. Ещё и довольно крупный, который был официальным изданием московского клуба автомобилистов, речного яхт-клуба и клуба лыжников.

На первом в наступившем 1909 году собрании Российского автомобильного общества был утверждён отчёт о первой Московской автомобильной выставке, которая проходила весной 1908-го в городском манеже.

Отмечается, что с ним организаторы значительно затянули, так как в местных печатных изданиях было написано много критики, также немало претензий было высказано в адрес комитета мероприятия.

«Автомобильная выставка в Москве возникла по инициативе группы лиц, затративших на её организацию свои личные средства. Существовавший в то время автомобильный клуб дал только своё имя и был заинтересован исключительно в будущих доходах предприятия», — пишет автор.

К слову, само моторшоу принесло 19 тысяч рублей чистой прибыли, которая должна была поступить в бюджет клуба автомобилистов. Уже нового, так как предыдущий в момент подготовки мероприятия прекратил свою деятельность в результате слияния Российского автомобильного общества и Московского клуба автомобилистов.

Таким образом, выставка оказалась лишена организаторов, а весь бюджет был передан комитета под руководством известного в городе фабриканта М. Михайлова. В именно это вызвало всплеск негодования со стороны недоброжелателей.

«Останавливаясь на отдельных цифрах отчёта, мы можем сказать, что выставочный комитет, пожалуй, можно упрекать в широком размахе, в недостаточной экономии, но никак нельзя сказать, чтобы отчёт страдал какими-либо неправильностями. На каждую цифру имеются оправдательные документы, подтверждающие правильность расхода», — говорится в заметке.

В еженедельнике также говорится, что той зимой на улицах Москвы было оживлённое движение, а основную массу автопарка составляли крупные лимузины и ландоле, также встречалось немало дубль-фаэтонов и грузовиков.

«Московские улицы не представляют больших удобств для автомобиля зимой. Какой-то шутник очень удачно сострил про московские мостовые, что летом по ним ездить нельзя, так как они не чинятся, а зимой они не нужны, так как покрыты снегом. Для автомобилиста, однако, это не утешение», — пишет автор.

Так как снег с улиц совсем не убирался, большая часть водителей предпочитает ездить по трамвайным путям. Однако и это могло обернуться серьёзной проблемой: рельсы были проложены достаточно глубоко, и чистились они тоже плохо. Так что свалиться колёсами в колею, из которой «не всегда удаётся выбраться с первого раза», было очень просто.

Говорится в заметке, в ряде случаев шофёры, в попытке выбраться из колеи или просто при перестроении, налетают на камни мостовой, что может привести к аварии. Или просто им приходится слишком резко маневрировать, что не справляются с управлением при выезде на проезжую часть. Отмечается, что буквально на днях из-за этого «чуть не случилась целая катастрофа с грузовым автомобилем городской управы».

Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 31 января 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Он шёл по Садовой с крутой горы по линии трамвая. Сзади его настигал вагон и чтобы дать последнему дорогу, шофёр резко повернул колёса, грузовик с 300 пудами (4,5 тонны) бетонных шпал и семью рабочими неожиданно вылетел поперёк улицы и влетел на тротуар. Перед самым радиатором машины стоял небольшой деревянный забор, отделявший улицу от крутого десятисаженного обрыва к реке Яузе. Если бы случайно не наскочила на тумбу, благодаря чему и задержалась в аршинном расстоянии от забора, катастрофа была бы неизбежна. На этот раз пострадала только проходившая женщина, которую довольно сильно ударило фонарным крючком», — уточняется в заметке.