С какими проблемами сталкивались водители в Москве в 1909 году
Изучаем номер журнала 116-летней давностиК слову, несмотря на то, что основная редакция находилась в Санкт-Петербурге, у журнала был филиал в Москве. Ещё и довольно крупный, который был официальным изданием московского клуба автомобилистов, речного яхт-клуба и клуба лыжников.
На первом в наступившем 1909 году собрании Российского автомобильного общества был утверждён отчёт о первой Московской автомобильной выставке, которая проходила весной 1908-го в городском манеже.
Отмечается, что с ним организаторы значительно затянули, так как в местных печатных изданиях было написано много критики, также немало претензий было высказано в адрес комитета мероприятия.
/imgs/2025/01/31/20/6722414/5929676dec7c6a53bddd2ff8c0553975f3f33819.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722421/74a5e5619193e3e4244b3cb13d0d440fdad9443d.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722414/5929676dec7c6a53bddd2ff8c0553975f3f33819.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722421/74a5e5619193e3e4244b3cb13d0d440fdad9443d.jpg)
© rusneb.ru
«Автомобильная выставка в Москве возникла по инициативе группы лиц, затративших на её организацию свои личные средства. Существовавший в то время автомобильный клуб дал только своё имя и был заинтересован исключительно в будущих доходах предприятия», — пишет автор.
К слову, само моторшоу принесло 19 тысяч рублей чистой прибыли, которая должна была поступить в бюджет клуба автомобилистов. Уже нового, так как предыдущий в момент подготовки мероприятия прекратил свою деятельность в результате слияния Российского автомобильного общества и Московского клуба автомобилистов.
Таким образом, выставка оказалась лишена организаторов, а весь бюджет был передан комитета под руководством известного в городе фабриканта М. Михайлова. В именно это вызвало всплеск негодования со стороны недоброжелателей.
/imgs/2025/01/31/20/6722420/970c804397217e2ac001c7996b343dde0afa073f.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722416/84f311b74fd77a6ab6dfa6248f7bcce1432c913c.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722420/970c804397217e2ac001c7996b343dde0afa073f.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722416/84f311b74fd77a6ab6dfa6248f7bcce1432c913c.jpg)
© rusneb.ru
«Останавливаясь на отдельных цифрах отчёта, мы можем сказать, что выставочный комитет, пожалуй, можно упрекать в широком размахе, в недостаточной экономии, но никак нельзя сказать, чтобы отчёт страдал какими-либо неправильностями. На каждую цифру имеются оправдательные документы, подтверждающие правильность расхода», — говорится в заметке.
В еженедельнике также говорится, что той зимой на улицах Москвы было оживлённое движение, а основную массу автопарка составляли крупные лимузины и ландоле, также встречалось немало дубль-фаэтонов и грузовиков.
«Московские улицы не представляют больших удобств для автомобиля зимой. Какой-то шутник очень удачно сострил про московские мостовые, что летом по ним ездить нельзя, так как они не чинятся, а зимой они не нужны, так как покрыты снегом. Для автомобилиста, однако, это не утешение», — пишет автор.
Так как снег с улиц совсем не убирался, большая часть водителей предпочитает ездить по трамвайным путям. Однако и это могло обернуться серьёзной проблемой: рельсы были проложены достаточно глубоко, и чистились они тоже плохо. Так что свалиться колёсами в колею, из которой «не всегда удаётся выбраться с первого раза», было очень просто.
/imgs/2025/01/31/20/6722417/c6c99d4d041b95e3222eb18fd94b46ee5430cfef.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722418/89f30e78164c64b00be35837f89fabf881615b9c.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722419/7be43f64583739e7e9c0f49f27ac629e6a01b6bf.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722417/c6c99d4d041b95e3222eb18fd94b46ee5430cfef.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722418/89f30e78164c64b00be35837f89fabf881615b9c.jpg)
/imgs/2025/01/31/20/6722419/7be43f64583739e7e9c0f49f27ac629e6a01b6bf.jpg)
© rusneb.ru
Говорится в заметке, в ряде случаев шофёры, в попытке выбраться из колеи или просто при перестроении, налетают на камни мостовой, что может привести к аварии. Или просто им приходится слишком резко маневрировать, что не справляются с управлением при выезде на проезжую часть. Отмечается, что буквально на днях из-за этого «чуть не случилась целая катастрофа с грузовым автомобилем городской управы».
Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 31 января 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«Он шёл по Садовой с крутой горы по линии трамвая. Сзади его настигал вагон и чтобы дать последнему дорогу, шофёр резко повернул колёса, грузовик с 300 пудами (4,5 тонны) бетонных шпал и семью рабочими неожиданно вылетел поперёк улицы и влетел на тротуар. Перед самым радиатором машины стоял небольшой деревянный забор, отделявший улицу от крутого десятисаженного обрыва к реке Яузе. Если бы случайно не наскочила на тумбу, благодаря чему и задержалась в аршинном расстоянии от забора, катастрофа была бы неизбежна. На этот раз пострадала только проходившая женщина, которую довольно сильно ударило фонарным крючком», — уточняется в заметке.