Лыжи и оси: как петербуржцы ездили по мостовой и сугробам в 1903 году
Изучаем весенний номер 122-летней давностиВ России в то время велосипеды уже завоевали популярность, особенно у жителей больших городов, которые оценили все преимущества этого вида транспорта, а вот автомобили были редкостью.
«Многие Петербургские автомобилисты неоднократно высказывали нам желание основать совместными силами Общество, которое помогало бы объединению автомобилистов, разрабатывало бы вопросы, могущие облегчить распространение и пользование автомобилями, содействовало бы улучшению дорог, выясняло бы желаемые технические усовершенствования и всюду, где закон допускает это, являлось бы защитников справедливых интересов лиц, пользующихся автомобилями для передвижения», — говорится в журнале.
/imgs/2025/02/27/20/6745276/c78e8c854f645b818c964fc8450befb8add2ee60.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745277/b38140f594913b201bf407316aebdf1317c8e76c.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745278/1afdd2c5deb912db59c603681f55af680f489957.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745276/c78e8c854f645b818c964fc8450befb8add2ee60.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745277/b38140f594913b201bf407316aebdf1317c8e76c.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745278/1afdd2c5deb912db59c603681f55af680f489957.jpg)
© rusneb.ru
В заметке говорится, что для создания подобного клуба нужно для начала определить его цели. Так, общество, по мнению автора, обращать своё внимание и затрачивать силы исключительно на общие интересы всех автомобилистов, являлось компетентным центров для решения разных технических вопросов, собирало и давало бы информацию о качестве дорог, принимало бы меры для более удобной эксплуатации машин, занималось обучением механиков, а также организацией различных мероприятий: гонок, конкурсов, совместных поездок.
При этом члены организации «должны быть чужды коммерческой деятельности в каком-либо виде». Отмечается, что первое организованное в Санкт-Петербурге автомобильное общество распалось как раз из-за стремления части его членов заработать. В итоге половина клуба стала заниматься продажей машин, вторая — покупать у них технику.
Говорится в еженедельнике и о технической новинке, которую придумали жители пригорода Санкт-Петербурга. Так как в городе снег в то время уже растаял, а за его пределами всё ещё лежали сугробы, извозчики придумали оригинальный способ быстрой модернизации телег и гужевых повозок. На сани они устанавливают ось и, при необходимости, ставят колёса и приподнимают лыжи над проезжей частью. Отмечается, что процесс достаточно простой и не занимает много времени.
/imgs/2025/02/27/20/6745279/c5c199853220bfb0a3bb377f8d6dd15df00d261a.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745280/5da3cadcc1f33b730fcac40b552176daa8c29fbf.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745281/b8b63e92f9404e4cae30603ac848d0b50f8e824b.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745279/c5c199853220bfb0a3bb377f8d6dd15df00d261a.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745280/5da3cadcc1f33b730fcac40b552176daa8c29fbf.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745281/b8b63e92f9404e4cae30603ac848d0b50f8e824b.jpg)
© rusneb.ru
Не обошли стороной редакторы «Самоката» и международные новости. Так, например, во Франции было подсчитано количество транспортных средств и налоги, которые они приносят в местный бюджет.
Так, к марту 1903 года в стране насчитывалось 979 677 самокатов, которые платят 6 042 482 франка в виде налогов.
«В 1893 году, при введении налога было 182 276 велосипеда, как они ещё назывались тогда официально», — говорится в заметке.
/imgs/2025/02/27/20/6745284/e5af59a2c8f873ad296ce40a4445cfe4f2b8c9b7.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745283/ee37e1f612e62c6c4cd7996e8b0b30be350c3c5e.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745282/606d7366406469805428699c813330b37b02bc09.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745284/e5af59a2c8f873ad296ce40a4445cfe4f2b8c9b7.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745283/ee37e1f612e62c6c4cd7996e8b0b30be350c3c5e.jpg)
/imgs/2025/02/27/20/6745282/606d7366406469805428699c813330b37b02bc09.jpg)
© rusneb.ru
Автомобилей же в стране насчитывалось 9 207 штуки, из них в Париже зарегистрировано было 1 673 экземпляра. В то же время, здесь насчитывалось 878 607 конных четырёхколёсных экипажей, 1 922 189 двухколёсных, 2 261 157 лошадей и мулов, а также 2 839 527 ослов и волов.
Полностью ознакомиться с журналом «Самокат» от 1 марта 1903 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
К слову, в то время французские власти приняли законопроект, который вводит топливный акциз. Налог на нефть и продукты из неё составлял 1,25 франков на каждые 100 кг «горючего».