Опубликовано 15 февраля 2025, 14:25
2 мин.

Лотерея Автодора в 1930 году: кто мог выиграть автомобиль

Изучаем правила проведения всесоюзного розыгрыша
В 1927 году было создано Добровольное общество содействия автомобилизму и улучшению дорог СССР, оно же Автодор. Секции открывались по всей стране, а занимались члены организации популяризацией автомобильного транспорта, развитием дорог, граждан учили водить машины и мотоциклы, а также ремонтировать их. Для этого Автодор регулярно проводит митинги, автопробеги и другие мероприятия, в том числе лотереи. Благодаря сотрудничеству с Российской государственной библиотекой (РГБ) редакция Quto.ru смогла изучить правила проведения II Всесоюзной лотереи, которая проводилась в 1930 году.
rsl.ru

Авторы пишут, что ещё первый тираж был настолько успешен, что коллективы многочисленных фабрик и заводов буквально завалили организаторов предложениями по второму тиражу.

«Автомобиль и мотоцикл в настоящее время — мечта многих. Сейчас уже осталось мало чудаков, относящихся к автомобилю, как к предмету роскоши, барской затее. Трудящиеся за автомобиль, за трактор», — пишет автор.

Лотерея Автодора в 1930 году: кто мог выиграть автомобиль

© rsl.ru

Отмечается, что ежегодно советский парк техники будет расширяться за счёт новых автомобилей и тракторов. На первом этапе обеспечивать приток транспортных средств должен импорт но в перспективе планировалось наладить собственное производство внутри страны.

«Но пройдёт ещё несколько лет, пока страна будет владеть вполне достаточным количеством автомобилей и тракторов. Если к концу пятилетки мы будем иметь около 500 тысяч автомобилей и 400 тысяч тракторов, то и это количество будет весьма скромным по сравнению с нашей потребностью. Нам нужны миллионы», — говорится в книге.

Лотерея Автодора в 1930 году: кто мог выиграть автомобиль

© rsl.ru

Кроме того, в Автодоре отметили, что индустриализация и автомобилизация СССР требует строительства новых дорог, постройки механического транспорта и сельскохозяйственной техники.

Одним из немаловажных вопросов в ведомстве называют подготовку кадров, как водителей, так и трактористов, и механиков, которые смогут обслуживать весь автопарк.

В организации подчеркнули, что одной из целей, которую планировалось достичь при помощи лотереи, являлось финансирование работы общества. Так, второй тираж будет включать в себя 6 млн билетов стоимостью по 50 копеек каждый. Практически все вырученные с продажи средства распределяются среди местных отделений.

Лотерея Автодора в 1930 году: кто мог выиграть автомобиль

© rsl.ru

«Основным и выигрышами являются автомобили, мотоциклы и велосипеды. Все выигрыши по желанию выигравшего могут заменяться тракторами, молотилками, сенокосилками и другими предметами сельхозинвентаря», — уточняют организаторы.

Полностью ознакомиться с книгой «Материалы и инструкция по проведению 2-й Всесоюзной лотереи Автодора» от 1930 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

По планам, региональным подразделениям Автодора нужно было проводить агитацию и продавать билеты на местных предприятиях и других местах притяжения граждан. При этом предполагалось, что все члены организации должны не только приобрести талоны для себя, но также продать не менее 10 лотерейных билетов.