История уникального довоенного родстера Delahaye 135M достойна экранизации. Сообщается, что в настоящее время их осталось всего пять. Да и этот автомобиль мог бы не дожить до наших дней, если бы не случайность. Раритет с удивительной историей пережил длительную реставрацию, и теперь его стоимость оценивается в диапазоне от 2 до 3 миллионов долларов. Модель была собрана в 1938 году по заказу импортера месье Мильяччио для его алжирского клиента месье Фульда. И это не красивая легенда ради значительной выручки. В архивах аукционного дома Gooding & Company есть фотографии начала 1940-х годов, подтверждающие его присутствие в стране, и тогда он был окрашен в светлый металлический цвет. Но дальше история автомобиля покрыта мраком вплоть до 1992 года. Именно в этом году в алжирских горах недалеко от города Тизи-Узу на свалке торговца металлоломом Лоонеса Белкессама француз Антуан Серваль обнаружил автомобиль. Delahaye был в относительно неплохом состоянии, но без трёхрядного сиденья и крышки багажника. Всё это также подтверждено фотографиями, которые дают понимание, что автомобиль сохранил большую часть своего кузова, латунную отделку ручной работы, раму ветрового стекла, мелко детализированную решетку радиатора и даже изящный передний бампер в стиле биплана.Родстер доставили во Францию, где начались восстановительные и реставрационные работы, но закончились они уже в Великобритании. Там восстановили элементы оригинального кузова, сделанного в своё время в ателье Figoni et Falaschi, включая крылья и капот. Презентация автомобиля, получившего вторую жизнь, состоялась в 1997 году. Модель оснащена 6-цилиндровым двигателе OHV объемом 3557 кубических сантиметров и мощностью 116 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту, тремя карбюраторами с нисходящим потоком, четырёхступенчатой механической коробкой передач, механическими барабанными тормозами на четыре колеса, передней независимой подвеской с поперечной листовой рессорой, задним ведущим мостом с полуэллиптическими листовыми рессорами. С 1999 года редчайший представитель французской довоенной эпохи принадлежит известному американскому коллекционеру Роберту Петерсену, владеющему музеем редких автомобилей. Именно от имени музея родстер сейчас и выставлен на торги.
Решили взять новую машину? Запаситесь терпением, знаниями и крепкими нервами. Можно, конечно, и законом прикрыться, тем самым, что дополнительное оборудование запретит. Но, как говорят знающие люди, сильно на него не надейтесь. Главное – не давайте себя развести на лишние траты. А лучше всего найдите толкового подборщика. Он вам и машину мечты отыщет – с нужным набором опций, и расскажет, как с дилерами общаться, чтобы сделку правильно оформить. Чек-лист скрытых расходов Покупка новой машины должна приносить только радость, а не головную боль и разочарование. Первое, что обычно делает покупатель – чётко определяется с бюджетом, понимая, что цена в рекламе или на сайте дилера – это, как правило, базовая стоимость. Поэтому, прежде чем ехать в автосалон, он изучает рынок, чтобы понимать, какие машины вообще попадают в его ценовой диапазон. Как правило, прибавляются расходы на страховку и регистрацию. Подводные камни И вот вы в шоуруме. Всё нормально до тех пор, пока не выясняется, что машина-то есть, но в «обязательной» комплектации и дилер настойчиво её рекомендует. Ещё сильнее настроение портится, когда менеджер начинает попутно навязывать массу всяких «допов», заверяя, что без них он продать автомобиль не в праве – «руководство не поймёт». Вероятно, вот от таких ситуаций и призван защитить закон, который у депутатов сейчас в приоритете.Забота для галочки Возможно, но не факт, предупреждают эксперты. Хотя бы потому, что история стара как мир. В закон «О защите прав потребителей» уже вносили поправки пару лет назад, чтобы наказывать дилеров за это, напоминает партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Но они, как выяснилось, не работают, потому что, как правило, дилеры ставят «допы» не на твоих глазах, а до того, как машину выставляют в шоурум. Говорят, мол, вот тут уже такие допы есть, но мы ничего не можем сделать, не нравится – не берите. Снимать, условно говоря, сигнализацию никто не будет. Закон, в общем-то, очень странный. И попытка его принять – это скорее такой кивок перед потребителем, мол, мы вот заботимся о вас», – отмечает эксперт. Временная передышка Сегодня стало намного проще. Но это не заслуга российского законодательства. Просто авторынок сейчас не в лучшей форме. Люди не спешат покупать дорогие машины, автосалоны пустуют. Поэтому многие модели продают с реальными, честными скидками и даже с подарками. И если кто-то всё-таки решился на покупку «ласточки», не дожидаясь действия закона, то сейчас самое время сделать это, считает редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин. «Эта ситуация может продлиться как минимум до конца года. Как только вернётся «рынок продавца», никакой закон не поможет. Дилер просто заявит, что в наличии машины только с дополнительным оборудованием. Типа, хочешь «голую» – оформляй заказ. А это – неопределённый срок ожидания и нефиксированная цена. Можно пойти на принцип и проиграться в заказ. Но тогда покупатель получит новую машину неизвестно когда и по цене, более высокой, чем сейчас с «допами». Ведь цены продолжат расти», – указывает медиаменеджер.Удобство с подвохом Если касаться программы трейд-ин, то в этом случае никакие законы также не спасут от допоборудования. Клиент в любом случае будет сам заинтересован в сделке, потому что ему не надо будет возиться с продажей старой машины. Закон тут теряет вообще какую-либо силу, так как сдавать автомобиль с пробегом дилеру принудительно никто не заставляет. Закон не помеха Короче, те, кто умеет убеждать, всегда найдут способ обойти закон. К тому же большинство покупателей не разбираются досконально в вопросе и не понимают, когда закон на их стороне. Кто-то, конечно, что-то слышал и может даже вопрос задать, но дилеры, которые собаку съели на этих сделках, всегда найдут, что ответить. Не нравится – иди пешком Более осторожными будут только те дилеры, которые не очень активны на авторынке. Выжить при стагнирующем рынке непросто, кому-то и банкротство может грозить. Так что некоторые могут и не дожить до принятия закона о запрете навязывания опций, допускает автор телеграм-канала «Самородов Про Автобизнес» Артём Самородов. «Им до шумихи вокруг всего этого нет никакого дела. А другие найдут способы компенсировать выпадающие доходы. Можно упаковать в договор различные услуги, оказываемые предприятием. Можно оставить те же «допы». Можно сделать просто автомобиль дороже, особенно если он является дефицитным. Или отказаться продавать автомобиль без определённых условий. Важно – подписать бумаги на покупку и не придумывать обязательства, которые легко будет признать ничтожными», – объясняет эксперт по дилерскому автобизнесу.Математика автосалонов По большому счёту, закон о запрете навязывания «допов» – это просто уточнение уже существующего положения, закреплённого в законе «О защите прав потребителей», считает Моржаретто. Если кто-то попытается сэкономить на покупке автомобиля, ссылаясь на него, когда он вступит в силу, то не факт, что получится сбить цену. Дело в том, что под «допами» нередко скрывается не только услуга или товар, но и часть стоимости самого автомобиля, уточняет в свою очередь Самородов. Кризис глубже «допов» Не стоит надеяться, что с запретом авторынок сразу оживёт. Ведь причина застоя кроется не в этом. К тому же сейчас можно купить почти любой автомобиль без избыточных накруток, причём нередко по цене ниже закупочной. Но это, увы, не заставляет людей бежать в автосалоны и покупать автомобили.Фокус-покус: нано-опции Закон скорее создаст видимость борьбы с навязчивостью автосалонов, но вряд ли сильно повлияет на кошелек покупателя. Дилеры на пару с маркетологами наверняка придумают, как продать дополнительные услуги под другим соусом, и потребитель все равно заплатит ту же сумму, только немного по-другому. Иными словами, можно ждать новых креативных решений, например, защита от гравия превратится в инновационное нано-покрытие с эффектом самоочистки, а коврики в салон станут эксклюзивными эргономичными напольными покрытиями премиум-класса. Смелым покоряется цена В общем, суть предложения «допов» останется той же, но звучать будет убедительнее, а значит, и отказаться будет сложнее. Так что вместо того, чтобы возлагать большие надежды на закон, лучше просто быть внимательным и торговаться с дилером. В большинстве случаев можно добиться скидки и отказаться от ненужного без всяких законов. Главное – знать свои права и не бояться их отстаивать.