Игроки – в финансовых тисках. С одной стороны, хочется на хлеб-соль заработать, с другой – нужно, во что бы то ни стало, поднимать продажи, дабы без штанов не остаться. Приходится изворачиваться на фоне взбесившейся логистики, космических автокредитов и переполненных складов. Автобренды и дилеры вынуждены идти на серьёзные уступки в цене, порою себе в убыток. Скидки и разные «плюшки» покупателям, конечно, настроение поднимают, но только до тех пор не узнают, каким будет ежемесячный платёж после сделки. От того и нет ажиотажа в шоурумах. Без поддержки государства, убеждены эксперты, вскоре придётся констатировать, что авторынок впал в кому. Между небом и землёй Компенсировать стагнацию авторынка удаётся с трудом. Февраль 2025 года, омрачённый пессимистичной динамикой, участники рынка будут долго ещё вспоминать. Статистика выявила не просто падение, а ультимативное фиаско! Четверть продаж на авторынке России просто «испарилась». Покупатели, под давлением экономической неуверенности, в салоны не спешат. С ценами на новые автомобили они ещё как-то смирились. Однако чрезмерно дорогие кредиты отбили всякую охоту даже думать о покупке. Похоже – надолго. Ничего утешительного аналитики авторынку не предвещают и в ближайшие месяцы. Тренд на снижение продаж сохранится, говорят в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Оптимизмом может порадовать только середина лета – не раньше, и то только при удачном стечении обстоятельств.Отложенный спрос Что касается дилеров, то они, конечно, предполагали, каким может оказаться начало года. Бывалые продавцы всегда учитывают сезонную специфику рынка, но и ловят настроение покупателей, которое, к слову, в конце 2024 года подпортили рост ставки ЦБ, утилизационного сбора и инфляции. К предвесенним продажам, естественно, автосалоны готовилисьзаранее, рассчитывая не только размер скидок, но и всевозможные маркетинговые программы лояльности, к которым поставщики и производители тяготеют больше. На прямые скидки идут без особой охоты. Без вариантов И вот как только стало понятно, что по продажам январь и февраль оказались хуже прошлогодних, было решено использовать весь, какой только возможно, арсенал «ништячков», чтобы окончательно не растерять покупателей, рассказывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Снижать цены заставляет критически низкий спрос. Кредиты де-факто недоступны из-за астрономической стоимости. Скидки и программы лояльности игроки предлагают потому, что других вариантов у них нет, ведь автомобили нужно продавать. Для покупателей – самое время обратить внимание и на готовность давать скидки конкретными дилерами, и на снижение цен производителями. У продавцов дела сейчас не очень хороши, этим потребителям стоит воспользоваться. Кстати, снижение цен отмечено и у китайцев, и у всего модельного ряда Lada. АвтоВАЗ отдаёт свои автомобили с огромными скидками, так как их скопилось около сотни тысяч штук», – уточняет специалист.Марафон скидок В агентстве «Автостат», к слову, обратили внимание на существенное снижение цен на автомобили сразу нескольких марок. От разброса предложений глаза разбегаются. Дисконт может варьироваться от 5 тысяч до одного миллиона рублей. Например, кроссовер Bestune T77 подешевел на 940 тысяч рублей. Ппо оценкам специалистов, новые скидки отчасти или полностью компенсируют подорожание, которое у многих марок было после повышения утильсбора, указывает редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин. «Ещё с прошлого года в России сложился нынешний «рынок покупателя» – спрос ниже предложения. Поэтому дилеры заманивают скидками и от себя, стремясь заполучить клиента. По факту цена может оказаться даже ниже той, которая указана на сайте бренда. Этому способствуют большие запасы машин 2024 года выпуска (а у некоторых компаний – вообще 2023 года). Они же стареют, и чем дальше, тем сложнее их будет продать за первоначальную цену. К тому же где-то появились в продаже автомобили и 2025 года выпуска, снижая привлекательность "старых" экземпляров», – отмечает эксперт.Распродать, чтоб выжить Если рассуждать о прямых скидках, которые готовы предоставить поставщики, то в этом случае не лишним будет предположить, что у некоторых импортёров обнаружилась нехватка оборотных средств. Поэтому у них возникла необходимость распродать «стоки», пусть даже и со снижением плановой прибыли, предполагает главный редактор журнала «Эксперт» Алексей Харнас. «То, что ради оборотных денег импортёр готов отдать покупателю свой товар за меньшую цену – факт. Отчасти это можно списать и на укрепление рубля. Однако оно, скорее, временное, считает большинство экономистов, так как фундаментальных предпосылок для роста его курса нет. Единственный драйвер укрепления рубля сейчас – тенденция к позитиву в отношениях России с США. А вот долгосрочной причиной скидок может быть снижение инфляционных ожиданий. Ставка ЦБ вряд ли изменится в марте, зато в апреле – возможно. Это станет признаком замедления инфляции. Тогда из цены можно будет исключить определённые риски», – поясняет медиаменеджер. Сила цены Это обстоятельство, естественно, повлияет на формирование цен на новые автомобили, тем не менее, доступнее в перспективе они вряд ли станут, так как стоимость складывается из многих факторов. В их числе – геополитика и сомнительная вероятность возвращения на рынок зарубежных брендов, указывает Шапарин. По его мнению, ключевая история всё же – утилизационный сбор. Он будет расти, как это и запланировано правительством. Абсолютно точно – импортные автомобили будут дорожать. В ценах отразится стратегия властей, направленная на стимулирование локализации производства в России. Но кто из «китайцев» или «некитайцев» на это пойдёт – большой вопрос.В ожидании чуда Вряд ли стоит возлагать особые надежды и на то, что в страну вернутся ушедшие три года назад автомобильные марки, отмечает в свою очередь Харнас. Если это произойдет, то точно не скоро, убеждён эксперт. А пока вектор тренда на авторынке – неготовность россиян брать кредиты по ставке выше 15 процентов, и готовность сколь угодно долго откладывать покупку. Народ, несмотря на скидки и программы лояльности по-прежнему ходит вокруг да около автосалонов в ожидании каких-либо льгот от господдержки. На примере той, о которой упомянули в правительстве – в рамках точечной поддержки спроса. В частности – «Первый автомобиль - 2025», или – программа льготного автокредитования, которую в Госдуме предложили продлить до 2030 года.