Опубликовано 24 января 2025, 13:55
5 мин.

Quto: атака «китайцев» захлебнулась. Автодилеры закрывают шоурумы

Автобизнес оказался под влиянием сразу нескольких негативных факторов, говорят участники рынка
Из крайности – в крайность. Китайские бренды, предлагая заманчивые цены и широкий ассортимент, прямо-таки ворвались на российский рынок. Автомаркеты открывались по всей стране, как грибы после дождя. И, как говорится – не прошло и года, как с такой же скоростью дилеры стали массово вешать замки на двери своих салонов. Что это: тенденция или временные трудности?
Кирилл Брага / РИА Новости

Осторожно – ажиотаж

Бюджетные цены и более-менее приемлемое качество китайских автомобилей россияне сначала восприняли как манну из Поднебесной. Многие даже хвастались, что за меньшие деньги им посчастливилось приобрести «ласточек» не хуже «ихних» – западных. Российский авторетейл и автогиганты из КНР решили пойти навстречу безудержному спросу. Резонно воспользовались моментом, пока машины разлетались как горячие пирожки. По всей стране стали массово открываться дилерские центры, предлагая продукцию взамен ушедшим западным – бренды китайского автопрома. И дело действительно хорошо пошло: торжествующий взлёт продаж был отмечен и в 2023 году (до 565 тысяч автомобилей), и в 2024 – (до 962 тысяч), прибавив в годовом выражении 70 процентов, подсчитали аналитики агентства «Автостат».

Quto: атака «китайцев» захлебнулась. Автодилеры закрывают шоурумы

© Владимир Гердо / ТАСС

За блеском витрин

Тем временем, по словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, за радужными результатами скрывается тревожная тенденция. Если обратить внимание на цифры, отражающие динамику открытия и закрытия шоурумов в стране, то обнаружится, что ряду ретейлеров весной 2025 года грозит банкротство. Оказалось, что по итогам 2024 года почти 60 процентов из 4 тысяч дилеров работали в убыток. Чтобы продолжать бизнес приходилось брать кредиты, но при марже 1,5–2 процента высокая ставка съедала прибыль. Вдобавок, условия контрактов между китайскими производителями и продавцами постоянно менялись, многие дилеры столкнулись с проблемами логистики и поставкой запчастей. Не внушали оптимизма ограничения на импорт и сложности с сертификацией. В результате стабильность коммерции была нарушена. Кроме того, зачастую китайская манера ведения бизнеса, мягко говоря, отличалась от той, к которой привыкли в России, отмечает редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин.

«Для дилеров сейчас сложилось сразу несколько негативных факторов. В частности, из-за дорогих автокредитов и роста цен на автомобили снижаются продажи машин. В том числе и по этой причине самим дилерам сложнее развиваться. Кроме того, китайские бренды, пришедшие в изобилии в Россию, во многих случаях ведут бизнес не так, как к этому привыкли наши компании. В первую очередь, речь сейчас о финансовых взаимоотношениях. Мало того, в некоторых регионах сложился переизбыток дилерских центров», – поясняет эксперт.

Quto: атака «китайцев» захлебнулась. Автодилеры закрывают шоурумы

© Кирилл Брага / РИА Новости

Конец иллюзий

По сути, автомобильный рынок стал отражением ситуации в стране. Наметился тренд на замедление темпов роста экономики, что не может не сказаться на покупке товаров длительного пользования, в том числе и автомобилей. Замедление, помимо прочего, означает и снижение объёма денег на потребительском рынке, полагает главный редактор журнала «Эксперт» Алексей Харнас.

«Очевидно, что фактически заградительная цена кредита, в ближайшее время не снизится. Радикального роста зарплат в масштабах страны тоже не предвидится. Насыщение рынка китайскими автомобилями после периода «пустых прилавков» первого полугодия 2022 года уже произошло. Точную оценку емкости рынка никто сделать не смог. Как следствие – затоваренные склады», – поясняет медиаменеджер.

Quto: атака «китайцев» захлебнулась. Автодилеры закрывают шоурумы

© Кристина Кормилицына / РИА Новости

Цены, курс и софт

К слову, те дилеры, которые связаны с китайскими импортёрами, явно оказались в более сложной ситуации, чем те, кто работает с АвтоВАЗом. Российский автогигант мог себе позволить распродажи, а вот производители из КНР из-за ослабления рубля – нет, продолжает Харнас. Естественно, это тоже раскачивает тенденцию к сокращению дилерских центров. Ещё один фактор, который повлиял на судьбу шоурумов – старые методы работы на авторынке. По оценкам экспертов, многие дилеры так и не озаботились расширением прайса дополнительных услуг. Хотя спрос на них растёт с каждым годом. К тому же у ретейлеров зачастую просто-напросто отсутствует специализированный софт, который был актуален в эпоху Mercedes и BMW, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«И в чём тогда смысл их существования? Дилеры – реликтовый пережиток из прошлого экономического уклада, который пора бы «похоронить», чтобы освободить место для современных предпринимателей. Соответственно, не особо тревожна для нас эта тенденция. Мы видим, что ряд крупных IT-игроков и банков начали инвестировать в онлайн-платформы, с помощью которых можно было бы продавать автомобили через маркетплейсы. Мы считаем, что это – путь, по которому вся индустрия должна двигаться дальше», – конкретизировал эксперт.

Quto: атака «китайцев» захлебнулась. Автодилеры закрывают шоурумы

© Кирилл Брага / РИА Новости

Ну а пока…

Игроки послабее и менее расторопные, которые хотят удержаться на плаву, не успев перестроиться на новый лад, скорее всего, будут по старинке навязывать «допы» и выдавливать из потребителей каждую копейку. Потому что, напоминает Шапарин, основной доход многие дилеры уже давно получают от продажи кредитов, а не автомобилей. Их основной источник поступления денег – это кредитная комиссия. Сейчас кредиты «встали колом». Следовательно, и зарабатывать стало не на чем. Поэтому тренд на сокращение числа автосалонов в 2025 году сохранится. Хотя с другой стороны, стать лидером на рынке – не проблема, считает в свою очередь Милешкин. «Вопрос в том, как сделать бизнес прибыльным. Максимальные шансы – быть на плаву – остаются у представителей тех компаний, которые ведут бизнес в России серьёзно, у которых хорошие продажи», – уточняет специалист.

И – проглядываются возможные точки роста российского авторынка в 2025 году, предполагает со своей стороны Харнас.

«На мой взгляд, их две. Первая – рост закупок для нужд органов власти и госорганизаций. Мы надеемся, что в новых регионах начнётся мирная жизнь и местной государственной инфраструктуре потребуется насыщение, в том числе и транспортными средствами. Вторая – формирование импортёрами и дилерами собственных финансовых институтов, готовых в той или иной форме кредитовать покупку автомобилей на особых, отличных от рыночных, условий», – заключил эксперт.

Quto: атака «китайцев» захлебнулась. Автодилеры закрывают шоурумы

© Кирилл Брага / РИА Новости

Смена декораций

Что же касается тех, кому уже пришлось или вскоре придётся повесить замки на двери своих автосалонов, то их «идеальное» будущее, считает Шапарин – это судьба одного из дилеров на Ярославском шоссе в Пушкино Московской области. Ему пришлось превратиться в даркстор он-лайн магазина. Оказалось, что не нужны шоурумы в таких количествах и таких размеров. Кстати, их сервисную функцию вполне могут взять на себя крупные сетевые игроки. Они полностью готовы к обслуживанию автомобилей. Причём, подтверждают специалисты – качество отличное.